01 Января 1970 05:00
автомобили с топливными элементами
РЕШАЮЩИЙ РАУНД: ЭЛЕКТРОНЫ ПРОТИВ УГЛЕВОДОРОДОВ
Прогресс в конструировании электромобилей наконец-то стал виден и «невооруженным глазом».
Михаил ГЗОВСКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
«Электрических» машин на дорогах общего пользования с каждым годом все больше, а сообщения о новых разработках в этой области не сходят со страниц журналов и газет. Неужели электрокар способен-таки составить достойную конкуренцию бензиновым и дизельным авто? Или применение высоких технологий лишь хитрый рекламный трюк, призванный доказать превосходство над конкурентами?
До недавнего времени развитие электромобилей сдерживалось низкими параметрами источников тока. Многие годы в этом качестве служила традиционная свинцово-кислотная батарея. Помимо других серьезных недостатков, она ограничивает пробег машины до подзарядки примерно 150 километрами. Конечно, со временем батарею удалось облегчить и заменить кислоту в жидком виде на менее опасный гель. И все же сенсаций здесь ждать не приходится: плотность «упаковки» энергии и мощность кислотных батарей почти достигли теоретического предела. Заменив свинец никелем, удалось создать целую гамму новых аккумуляторов: никель-кадмиевых, никель-водородных и никель-цинковых. Им присущи долговечность, нечувствительность к морозам, возможность быстрой подзарядки. Цена, правда, кусается, да и воду в некоторые типы батарей все же приходится периодически доливать.
Наиболее перспективны на сегодняшний день никель-металлогидридные системы у них максимальные удельные показатели, да и саморазряд приемлемый: 50% емкости за месяц. С тех пор, как никель-металлогидридные батареи впервые применили в автомобилестроении, прошло шесть лет. За это время экспериментальные электромобили накрутили по дорогам миллионы километров, доказав свою пригодность к эксплуатации при температурах от -25 до +50°С.
К очевидным плюсам никель-металлогидридных систем, в первую очередь, можно отнести увеличенный почти вдвое по сравнению со свинцовой кислотной батареей пробег до следующей подзарядки до 250 километров. А в 1996 году был зафиксирован и рекорд: автомобиль «Солектрия-Санрайз», приводимый в движение только электромотором на никель-металлогидридных батареях, преодолел на «одном дыхании» более 600 км! Еще одно неоспоримое достоинство быстрота подзарядки: всего за 10 минут такую батарею можно «заправить» на 80% емкости! В ходе испытаний выяснилось, что никель-металлогидридные системы выдерживают более 80 тысяч циклов зарядки-разрядки, что сопоставимо с пробегом 160 тыс. км.
Все это покупателю с удовольствием расскажут, например, в автосалонах фирмы «Тойота» в США и тут же предложат прокатиться на новеньком вседорожнике «RAV-4EV». Под полом его спрятаны 24 никель-металлогидридные батареи, питающие электромотор мощностью 67 л. с. Этого хватает для достаточно резвого разгона (0100 км/ч 18 с), а максимальную скорость пришлось ограничить 125 км/ч. Понравилось «RAV-4EV» можно тут же купить за 42 000 долларов. Что-то не устраивает? Не стоит огорчаться ведь выбор электромобилей «Тойотой» не ограничивается. Тут и «Хонда-EV Плюс», и «Форд-Рейнджер EV», и «Ниссан-Алтима EV» список можно продолжать. Европейцам пришлись по душе «Пежо-106 Электрик» и «Ситроен-АХ Электрик», а импонировать модной молодежи призван микромобиль «Бомбардье NV», за который просят едва ли не меньше, чем за некоторые ВАЗы. И хотя эти модели никогда не будут выпускать в таких же количествах, как и бензиновые версии, их значение нельзя недооценивать. Ведь электромобили дали жизнь новому, чрезвычайно перспективному направлению так называемым гибридным машинам.
Гибридная схема это сочетание двигателя, работающего на привычном топливе (бензине или газе, но чаще на солярке), и электромотора. Типичный представитель именно этой группы «Тойота-Приус» (ЗР, 1998, № 1) один из самых успешных с коммерческой точки зрения примеров. В прошлом году этой модели отдали предпочтение более 10 тысяч покупателей, а такое, согласитесь, уже кое-что значит.
Впрочем, исследования ведутся по нескольким сценариям, каждый из которых по-своему интересен и перспективен. Вполне вероятно, что батареи все же уступят место иному, более практичному источнику энергии. В числе основных претендентов на титул «главного конкурента двигателям внутреннего сгорания» сегодня называют автомобили с топливными элементами.
Топливный элемент впервые увидел свет в 1839 году, когда английский физик Уильям Грув получил ток в результате электрохимической реакции водорода с кислородом. Тему стали интенсивно разрабатывать в 60-е и 70-е годы нашего столетия, когда двигатели с топливными элементами впервые применили в космической промышленности. Одним из пионеров внедрения этой технологии в автомобилестроение считается фирма «Мерседес-Бенц» (ныне «Даймлер-Крайслер»). В 1994 году на базе фургона ею был построен прототип автомобиля с топливными элементами «Некар-1», а спустя еще два года такой силовой установкой оснастили пассажирский автомобиль V-класса. Следующей ступенью стала премьера «Некара-3», использующего в качестве топлива метанол. Отличительная особенность этой модели отсутствие батарей для хранения энергии. Процесс в системе происходит напрямую при нажатии на педаль акселератора около 90% максимальной мощности доступно уже спустя менее двух секунд. Как следствие достойная разгонная динамика машины, вполне сопоставимая с обычными дизельными или бензиновыми моделями. Что касается топлива, то применение метанола не требует каких-либо особых мер безопасности, а процесс заправки автомобиля мало чем отличается от заполнения бака бензином. Кстати, топливный бак «Некар-3» вмещает 38 л топлива, на котором машина способна преодолеть 400 км. Этот, казалось бы, уже неплохой результат побил «Некар-4» следующий и наверняка не последний прототип на пути к массовой продукции.
Помимо концерна «Даймлер-Крайслер», исследования и разработку автомобилей с топливными элементами ведут многие фирмы «Форд» и «Вольво», «Ниссан» и «Рено», «Мазда»
И хотя предстоит еще решить массу проблем на пути к серийному выпуску таких машин, по прогнозам «Даймлер-Крайслер», одна только эта компания сможет наладить выпуск от 40 до 100 тысяч штук автомобилей на топливных элементах уже в ближайшие 45 лет.
Суждено ли этому прогнозу сбыться? Если нет, то каким же будет автомобиль середины ХХI века? Это зависит не только от развития технологий, но и от многих других факторов, в том числе политических. Ведь многие из уже принятых мер для улучшения окружающей среды воспринимались когда-то в штыки, поскольку требовали крупных финансовых затрат. Например, в США стимулировать автоиндустрию к активному поиску новых решений призван закон, предписывающий каждой фирме к 2003 году иметь в своей программе хотя бы одну модель электромобиля. Иначе запрет на торговлю. Меры, конечно, жесткие, но разве «зеленое» будущее того не стоит?
топливный бак с водородом
силовая электроника
электродвигатель
топливные элементы
Расположение агрегатов «Форда-Р2000» с топливными элементами..
отрицательный вывод
предохранительный клапан
положительный вывод
токосъемные шины
положительный электрод
отрицательный электрод
корпус
сепаратор
Устройство никель-металлогидридного элемента.
«Некар-3» готовится к тесту. Вместо багажа силовая установка.
Опытный образец «Опеля-Зафира» с топливными элементами.
|
|
|