Статьи

Интернет Пиар   Новости   Статьи Услуги   Товар   Каталог сайтов  
::  » 

http://fasqu.com по правилам
Обзоры, рецензии


01 Января 1970 05:00

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ МЕГАПОЛИСА


Оценки специалиста
Устойчивое развитие мегаполиса предполагает усиление
экологической составляющей и гармонизацию экологических и экономических
интересов общества на всех уровнях управления.
Чрезвычайная сложность и комплексность проблем
природопользования, большое влияние окружающей среды на качество жизни населения
ставят задачи эколого-экономических исследований и гласности результатов
действий Правительства Москвы по охране окружающей среды в число
приоритетных.

В данном сборнике дается анализ современных природоохранных
проблем Москвы и показаны направления их решения в рамках реализации московской
Концепции обеспечения экологической безопасности города.
Затронутые в нем темы отражают состояние окружающей среды и 
существующее положение в сфере природопользования. Особое внимание в материалах
сборника уделено определению основных экологических принципов и приоритетов
городского развития и роли эколого-экономических механизмов в осуществлении
природоохранной политики в городе.
Одним из новых инструментов эффективного регулирования этих
отношений является экологический аудит. Он позволяет определить и оценить
проблемы для выработки конкретных действий по принятию хозяйственных решений,
связанных с воздействием на окружающую среду, установлению экологических
ограничений и регламентаций хозяйственной деятельности.
Основные выводы, содержащиеся в материалах сборника, должны
способствовать повышению эффективности и обоснованность принимаемых
хозяйственных решений.








Власть на страже
природного богатства



Системный анализ в 
управлении природным комплексом



href="http://www.mos.ru/eko/eko010907001.htm#3">Промышленный комплекс и 
улучшение экологической обстановки в городе




href="http://www.mos.ru/eko/eko010907001.htm#4">Эколого-экономическая
оценка водных ресурсов московского региона (в рамках федеральной целевой
программы «Возрождение Волги»)




Подземные
коммуникации и геологическая среда города





Пластиковые
материалы для строительного комплекса столицы




Обращение
строительных отходов в столице





Отходы: опасности и 
проблемы




Экологический аудит.
Зачем он нужен?




 
ВЛАСТЬ НА СТРАЖЕ ПРИРОДНОГО БОГАТСТВА

В условиях увеличения техногенных нагрузок страдает
растительность и животный мир, который генетически менее приспособлен к 
загрязнению воздуха, воды, почв, закислению осадков. По оценкам специалистов в 
связи с деградацией природной среды ежегодно исчезает 10—15 тысяч разновидностей
(преимущественно простейших) организмов. Это означает, что за грядущие 50 лет
планета потеряет, по разным данным, от четверти до половины своего
биологического разнообразия, формировавшегося сотни миллионов лет.
Москва всегда славилась своими природными богатствами. В числе
сохранившихся в городе природных комплексов — объекты уникальной экологической,
ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк «Лосиный остров";
природный парк «Битцевский лес"; водно-ландшафтная система «Крылатское —
Серебряный бор — Строгино"; историко-культурные ансамбли «Коломенское»,
«Царицыно», «Кусково» и др. Самые крупные лесные массивы расположены по окраинам
Москвы — это Лосиный остров, Измайловский лес, лесопарк «Кузьминки», Битцевский
лес, Серебряноборское опытное лесничество РАН.
Состояние зеленых насаждений в городе по различным оценкам
таково: более одной трети природных и озелененных территорий Москвы (около 22 
тыс. га) находятся в стадии дигрессии. За последние 28 лет после утверждения
генерального плана Москвы (1971 год) застроено 4 тыс. га территорий,
зарезервированных под озеленение; более 5 тыс. га территорий остались
неосвоенными; ощутимым нарушениям подверглась система малых рек и речных
долин.
Крайне опасно для столицы изменение баланса застроенных и 
занятых растительностью пространств в сторону уменьшения последних.
В последнее время произошли существенные негативные процессы,
приведшие к потери части зеленого фонда города: до 10% зеленых насаждений
потеряно за счет застройки, произошла значительная гибель зеленых насаждений
из-за возраста (половина посадок была произведена в послевоенные годы) и 
загрязнения окружающей среды.
Ураган 1998 года нанес огромный ущерб зеленому хозяйству
города. Только на особо охраняемых природных территориях было уничтожено тогда
31109 деревьев. Например, в памятнике природы «Ельник» и в природном парке
«Битцевский лес» на площади свыше 3 гектаров лес был уничтожен полностью.

Озабоченность ситуацией в зеленом хозяйстве города отразилась в 
целом ряде документов правительства Москвы, принятых в последние годы. Все они
направлены на меры по защите растений в городе и повышение эффективности
механизма управления зеленым хозяйством. Создана правовая и 
нормативно-методическая база по защите Природного комплекса Москвы.
По оценкам специалистов из-за загрязнения по биологическим
причинам и в следствие неразумного применения соли наблюдается массовая гибель
деревьев вдоль дорог, во дворах и на озелененных территориях. В этом случае
массовое «обеззеленение» города вызывает негативное социальное напряжение.
На снижение качества жизни в Москве определенное влияние
оказывает непрерывное сокращение площади зелёных насаждений, происходящее в 
последние десятилетия. При отсутствии живых барьеров загрязняющие вещества
дальше распространяются от подвижных и стационарных источников, а ведь только
зеленые насаждения биотрансформируют сотни тысяч тонн загрязняющих веществ за 
счет создания градиента между городской застройкой и «зелеными территориями».
Способствуют рассеиванию вредных веществ, снижают шумовую нагрузку от 
автомобилей и других источников.
Зеленым территориям различных видов угрожают различные
опасности: одним — вытаптывание газонов, другим — отчуждение территории под 
застройку, третьим — загазованность воздуха автотранспортом и вредными выбросами
производств и т. д.
В жилых микрорайонах зеленые насаждения страдают из-за
недостатка элементарного ухода (отсутствие полива, подкормок минеральными и 
органическими удобрениями, нарушение технологии обрезки и т. д.), от вырубки под 
строительство объектов (торговые павильоны, гаражи и т. д.).
Зеленые насаждения в условиях города способны задерживать
десятки тонн пыли, концентрировать в листьях тяжелые металлы (кадмий, свинец,
цинк и т. д.), очищать воздух от дыма и вредных газов (окислы азота, серы и др.),
обогащать воздух кислородом, жизненно необходимом для человека. Они являются и 
глушителями шума. Плотные, сомкнутые по вертикали насаждения снижают уровень
шума на 15—18 ДБ. Существенное снижение уровня шума наблюдается уже при полосе
зеленых насаждений шириной 10—15 метров. В связи с обострением экологической
обстановки в городе такая санитарно-гигиеническая роль зеленых насаждений
выходит на первое место как мощное средство нейтрализации вредных последствий
техногенного загрязнения для городского населения.
Понятие «почвы» в Москве также давно потеряло свой генетический
смысл. Естественный почвенный покров уничтожен на 85% территории. Зелёные
насаждения скверов, бульваров, газонов создаются на искусственных почвенных
субстратах. Антропогенное воздействие стало преобладающим над естественными
факторами почвообразования.

Вдоль улиц и автомагистралей города характерно размещение
зеленых насаждений в разделительных полосах. Корнеобитаемый почвенный слой —
насыпной, обновляется редко, перемешивается с техногенными грунтами в связи с 
ремонтом или реконструкцией покрытия дорог. Характерно интенсивное воздействие
транспортных выбросов и химических реагентов, используемых для борьбы с 
обледенением дорог. Содержание солей в почвах газонов достигло уровня среднего
засоления (0,5—0,6% солей по плотному остатку), а содержание ионов натрия
превышает фоновые значения в десятки раз даже в летний период, когда почва
должна бы промыться дождевыми водами. Такое состояние почвы является пределом
для нормального роста и развития большинства видов деревьев, кустарников и 
газонных трав, традиционно используемых в озеленении Москвы.
Жизнеспособность растений падает по мере аккумуляции солей в их
тканях, и ослабленные растения в еще большей степени подвергаются воздействию
различных техногенных факторов. Кроме того, растения нередко находятся в сфере
воздействия подземных инженерных коммуникаций (тепловое воздействие от 
коллекторов тепловых сетей, влияние электрических полей и др.).
Лесопарки и парки — единственные места, где на достаточно
большой площади может сохраняться биоразнообразие и генофонд растений.
Формирование зеленых насаждений лесопарков и парков происходит на зональных
почвах, сохраняющих в целом свое строение и основные геохимические процессы.
Деградация городской среды усугубляется неэффективностью
эксплуатации земельных ресурсов: по оценке НИиПИ Генплана Москвы не менее
четверти территории селитебной зоны и от 40 до 60% территории промзон
используется нерационально.
Следует отметить, что в результате интенсивного антропогенного
воздействия площадь зеленых насаждений города, начиная с 1985 г. неуклонно
уменьшается. Так, если в 1993 г. площадь объектов озеленения равнялась 45,0 тыс.
га, (размер площади зеленых насаждений был определен в соответствии с 
постановлением Правительства Москвы № 68 от 02.02.93 г), то в настоящее время
общая площадь территорий Природного комплекса города, по данным ГУП НИиПИ
Генплана Москвы, составляет 35,1 тыс. га. Причем 56% этой территории занято
лесными и парковыми массивами, а 13,5% — незастроенными долинами рек. Вместе с 
тем, согласно комплексной оценке экологического состояния городской среды,
проведенной по заказу Москомприроды, обеспеченность озелененными территориями в 
городе составляет менее 33% требуемой. При этом их защитная эффективность с 
каждым годом падает из-за высокого уровня техногенной нагрузки. Одновременно
происходит обеднение флоры и фауны, увеличивается заболеваемость древесных
массивов, особенно заметное в районах новой застройки, массового отдыха и 
свалок. Всё это снижает экологическую устойчивость городской среды.
Основу системы зеленого хозяйства города составляют 17 
лесопарков, 17 городских, 58 районных и 9 специализированных парков, 14 садов,
около 700 скверов и свыше 100 бульваров.
Природная растительность на территории города сохранилась в 
виде отдельных фрагментов естественных сообществ, самым крупным из которых
является Национальный парк «Лосиный остров», имеющий площадь в черте города —
2910 га, природный парк «Битцевский лес» — 2230 га и др., которые составляют
основу природного комплекса Москвы.
Природный комплекс (ПК), площадь которого составляет около 20 
тыс. га (примерно 22% площади Москвы), включает в себя не только традиционные
объекты городского озеленения — сады, парки, скверы и бульвары, но и городские
леса и лесопарки, долины малых рек с фрагментами пойменных и суходольных лугов,
низинных болот, реки и водоемы в естественных берегах, где произрастает 366 
видов древесных растений. Территории ПК, по оценке Москомприроды, частично
находятся в хозяйственном ведении префектур (28,4%), ГУП «Мосзеленхоз» (19,4%)
или переданы сторонним пользователям (19,3%). Бесхозные и ведомственные
территории составляют около трети всей площади ПК (32,9%).

Следует отметить, что в управлении территориями Природного
комплекса отсутствует единая система управления и контроля с жесткой вертикалью
подчиненности. В штатах балансодержателей территорий ПК отсутствуют специалисты
по сохранению водного, растительного, животного мира. Принципы ведения лесного
хозяйства построены на инженерных подходах, недостаточных для сохранения и 
восстановления ПК, включающего в себя долины рек, водные объекты, луга, болота.
Учет экологического состояния территорий по причине отсутствия соответствующих
методик не осуществляется, в связи, с чем отсутствует экологическая составляющая
как при определении рыночной стоимости земельных участков, так и в договорах
аренды и земельных платежах.
В настоящее время в городе насчитывается 125 памятников природы
регионального значения площадью 2666,8 га, из них 54 объекта утверждены по 
решению Мосгорисполкома от 21.12.87 г. № 2961 и 71 по решению Моссовета от 
17.10.91 г. № 201. Самыми крупными из них являются «Серебряноборская терраса
реки Москвы» (300 га), «Щукинский полуостров» (450 га), «Сходненский ковш»
(107,2 га), «Склоны Ленинских гор» (90 га).
До настоящего времени более половины памятников природы
находятся в неудовлетворительном состоянии, никто не несет за них правовой
ответственности. Площадь памятников интенсивно уменьшается за счет самозахватов
под строительство, преимущественно автостоянок и гаражей. Лишь 75 памятников
природы (60%) имеют закрепленные актами регулятивных (красных) линий границы и 
нанесены на планшеты Мосгоргеотреста. На территории 21 памятника природы
расположено 83 объекта предприятий и организаций, являющиеся сторонними
пользователями.
Как показывает анализ, сторонние пользователи, не всегда
использующие занимаемую территорию по целевому назначению, имеются также и на
территории национального парка «Лосиный остров». Для стимулирования
рационального использования городских территорий необходимо установление
арендной платы за землю на особо охраняемых природных территориях с повышающим
коэффициентом с целью использования указанных дополнительных средств на развитие
территорий Природного комплекса.
Помимо техногенной нагрузки на зеленые насаждения угнетающую
роль выполняет рекреационная нагрузка и собирательство дикорастущих растений.
Несмотря на существующий запрет, сбор растений, прежде всего, красиво цветущих и 
лекарственных, на территории города в последнее время заметно усилился. Этому
способствует практически полное прекращение информирования населения о запрете
сбора любых дикорастущих растений в Москве и торговля ими, отсутствие
постоянного контроля за соблюдением этого запрета, действенных штрафных санкций
за его нарушение и платежей за причиненный ущерб.
На территории Москвы произрастает более 130 видов растений,
которые признаны редкими и уязвимыми в условиях города, некоторые из них
находятся на грани исчезновения, 29 видов включены в перечень дикорастущих
растений, подлежащих специальной охране.
. Озабоченность ситуацией в зеленом хозяйстве города отразилась
в целом ряде постановлений правительства Москвы, принятых в последние годы. Все 
они направлены на принятие мер по защите растений в городе и повышение
эффективности механизма управления зеленым хозяйством. Создана правовая и 
нормативно-методическая база по защите Природного комплекса Москвы.

В 1999 году принят Закон города Москвы «О защите зеленых
насаждений», не имеющий аналогов в России, в результате совместной работы
городских властей, природоохранных организаций и «Гринпис». Этот Закон
регулирует практически все аспекты защиты зеленых насаждений, предусматривает
двойное компенсаторное озеленение, новый порядок оформления документов,
связанных с любыми видами рубки зеленых насаждений и т. д. 
Каждый год правительство Москвы выпускает распорядительные
документы по озеленению города с перечнем конкретных объектов озеленения и 
источники финансирования работ, которые практически полностью выполняются,
несмотря на финансовые трудности.
Перечень созданных и реконструированных за последние годы
объектов озеленения займет не одну страницу. Вот только некоторые из них. Создан
Парк Победы на Поклонной горе площадью 120 га, Марьинский парк — более 100 
га.
Правительство Москвы еще в 1998 г. утвердило ряд новых особо
охраняемых природных территорий: ландшафтные заказники «Крылатские холмы»,
«Теплый стан», природные заказники «Воробьевы горы», «Долина реки Сетунь»,
природные парки «Тушинский», «Москворецкий», природно-исторические парки
«Измайлово», «Царицыно», «Покровское-Стрешнево», «Останкино»,
«Петровско-Разумовское».
Следующий этап — это закрепление границ линиями
градостроительного регулирования и разработка проектной документации,
определяющей экологически ориентированное использование этих территорий и 
обеспечивающей сохранение и повышение их экологической эффективности.
В 1999 г. под государственную охрану было принято 19 новых
объектов садово-паркового искусства.
В городе завершена работа по созданию Красной книги редких и 
исчезающих видов растений и животных Москвы как нормативно-правового документа с 
обязательным перечнем экологических организаций и природоохранных мероприятий.
По объему собранных и использованных оригинальных материалов, информативности,
степени проработки мероприятий по сохранению и восстановлению редких и 
исчезающих видов растений и животных она не имеет себе равных в России.

Предполагается, что к 2020 г. около трети московских земель
будут относиться к природному комплексу. При этом в городе будет более 2000
объектов природного комплекса, около 600 из них — в Центральном административном
округе. В планах на ближайшие годы — существенное сокращение промышленных
территорий, которые занимают сейчас 20,5 тыс. га площадей, 17 тыс. га из которых
являются промзонами. Уже к 2005 году площади промзон будут сокращены до 13,5
тыс. га, а 16 из 65 промзон будут лишены этого статуса. Предприятия, входящие в 
их состав, будут ликвидированы или перепрофилированы. Бизнес-планы по 
переориентации готовы уже для 95 промышленных объектов, расположенных в центре
столицы.
 
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДНЫМ КОМПЛЕКСОМ

В системе мер по оздоровлению окружающей природной среды важная
роль принадлежит сохранению и развитию территорий Природного комплекса городов и 
других населенных пунктов.
Состояние территории Природного комплекса Москвы
специалисты-экологи в целом характеризуют как неудовлетворительное. Площадь
зарезервированных под нужды озеленения и озелененных территорий продолжает
сокращаться, главным образом за счет застройки. К тому же, ураган 1998 года
нанес огромный ущерб зеленому хозяйству города. Только на особо охраняемых
природных территориях было уничтожено тогда 31109 деревьев. Например, в 
памятнике природы «Ельник» и природном парке «Битцевский лес» на площади свыше 3 
гектаров лес был уничтожен полностью.
Каждый год правительство Москвы выпускает распорядительные
документы по озеленению города с перечнем конкретных объектов озеленения и 
источников финансирования работ.
Перечень созданных и реконструированных за последние годы
объектов озеленения займет не одну страницу. Вот только некоторые из них. Создан
Парк Победы на Поклонной горе площадью 120 га, Марьинский парк — более 100 
га.

Правительство Москвы еще в 1998 г. утвердило ряд новых особо
охраняемых природных территорий: ландшафтные заказники «Крылатские холмы»,
«Теплый стан», природные заказники «Воробьевы горы», «Долина реки Сетунь»,
природные парки «Тушинский», «Москворецкий», природно-исторические парки
«Измайлово», «Царицыно», «Покровское-Стрешнево», «Останкино»,
«Петровско-Разумовское».
Следующий этап — это закрепление границ линиями
градостроительного регулирования и разработка проектной документации,
определяющей экологически ориентированное использование этих территорий и 
обеспечивающей сохранение и повышение их экологической эффективности.
В 1999 г. под государственную охрану было принято 19 новых
объектов садово-паркового искусства.
Самым крупным лесным массивом на территории города является
национальный парк «Лосиный остров».
Для стимулирования рационального использования городских
территорий предлагается установление арендной платы за землю на особо охраняемых
природных территориях с повышающим коэффициентом и направление указанных
дополнительных средств на их развитие. К примеру, на том же Лосином острове в 
ряде случаев после вывода предприятий (промышленных, транспортных и других)
рекультивация территории Природного комплекса не проводилась, так как связана со 
значительными затратами. Для оценки прошлого ущерба от загрязнения окружающей
природной среды также предлагается использование процедуры экологического аудита
указанных территорий. На основе результатов такой проверки необходимо составить
кадастр потенциально опасных объектов, оказывающих негативное влияние на 
территории Природного комплекса города и осуществлять их страховую защиту.
 
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
И УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ОБСТАНОВКИ



Особенностью российской экологической политики является то, что 
она проводится в условиях социально-экономического кризиса общества при 
несформировавшихся рыночных отношений, слабых финансовых возможностей всех
субъектов природопользования. Наблюдается четкая зависимость состояния
окружающей среды от объема промышленного производства: чем больше хозяйственная
активность в промышленности, тем хуже показатели состояния окружающей природной
среды.
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию главными задачами экологической политики на ближайшие годы признаются
преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение
стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического
кризиса.
Общеизвестно, в сколь тяжелом положении находится российское
промышленное производство. Московские предприятия не являются исключением, хотя
благодаря общей экономической обстановке в городе острота кризиса не столь
очевидна, как во многих российских регионах.
Экологическая обстановка и особенности проблем окружающей
природной среды Москвы определяются, с одной стороны, спецификой местных
природно-климатических условий, а с другой, — характером и масштабами
воздействия на окружающую природную среду предприятий промышленности,
транспорта, коммунального хозяйства и т. д.
Москва — самый плотно населенный город из мегаполисов,
плотность населения составляет 8,45 тыс. чел./кв. км. На территории города
расположено свыше 5000 промышленных предприятий.
В отраслевой структуре промышленности произошли существенные
сдвиги. На роль ведущей отрасли города вышла пищевая промышленность. Учитывая
конкурентоспособность московской пищевой промышленности по отношению к 
зарубежной, это можно рассматривать как позитивное явление, способствующее
повышению устойчивости городской экономики.
Металлообработка — некогда одна из ведущих отраслей
промышленности, утратила свои позиции. Также сократилась доля химической,
нефтехимической, текстильной, швейной и др. отраслей промышленности. Падение
производства сопровождалось быстрым старением основных фондов. Относительно
замедлен этот процесс наблюдался в топливной промышленности, цветной металлургии
и нефтехимии.
Вместе с тем в московском машиностроении еще сохранилась группа
отраслей и производств, способных обеспечивать конкурентоспособную продукцию на 
базе самых передовых технологий. Это — аэрокосмическая и атомная промышленность,
производство многих видов военной техники, приборо- и станкостроение, квантовая
электроника, СВЧ — и лазерная техника, биотехнология и др.

Среди московских предприятий, продукция которых
конкурентоспособна на мировом рынке — завод им. Хруничева, ВПК «МАПО», НИИ 
«Химмаш», НПО «Энергия», КБ «Энергомаш», НПО им. С. А. Лавочкина и др.
Долгое время народнохозяйственный комплекс столицы развивался в 
условиях социалистической системы хозяйствования. Мировая практика не знает
таких примеров, когда крупный, международного значения центр легкой
промышленности с преобладанием текстильного производства в необычайно короткие
сроки изменил свою специализацию, превратившись в крупный машиностроительный
центр. При этом сокращение промышленного производства в городе происходило в 
условиях расширения торговли и деятельности по финансовому обеспечению
функционированию рынка. В настоящее время город является не только потребителем,
но и крупнейшим посредником в торговле иностранными товарами с субъектами
Российской Федерации и странами СНГ.
Около 1000 средних и крупных промышленных предприятий Москвы
произвели в 1999 году 9% промышленной продукции России и 12% потребительских
товаров. Около 60% объема прибыли всех предприятий и организаций Москвы
приходится на промышленный сектор, в котором занята пятая часть работающих
москвичей. В 1999 году рост производства отмечен в машиностроении, черной
металлургии, топливной, мукомольной, химической и нефтехимической отраслях
промышленности. Впервые за последние 5 лет АМО «ЗИЛ» увеличил выпуск автомобилей
в 3,6 раза, АО «Москвич» — в 5,7 раза.
Промышленность Москвы потребляет огромное количество природных
ресурсов, однако масштабы этого процесса во многом определяются низким
коэффициентом реального использования вещества и энергии. В частности выпуск
промышленной продукции в городе сейчас составляет менее 25% от уровня 1990 г.,
при этом объем забираемых вод фактически сохранился на прежнем уровне. Таким
образом, водоемкость производства резко увеличилась. Такая же ситуация сложилась
и с привозными топливными ресурсами. При сокращении общего объема производства,
потребление топлива сократилось только на 18%. Аналогичная ситуация и с другими
ресурсами, что говорит о возросшей ресурсоемкости промышленного производства в 
городе.
В связи с повышением цен на все виды ресурсов, включая
земельные и трудовые, традиционные трудоемкие отрасли тяжелой промышленности,
существующие в городе, оказались в неблагоприятной ситуации и вынужденно
сокращают или перепрофилируют свое производство.
Промышленности Москвы требуется начать существенную перестройку
в направлении к более эффективному использованию природных ресурсов.
В наше время влияние степени развития промышленности на 
экологическую безопасность окружающей среды в городе сложно и неоднозначно.
Наиболее четко прослеживается влияние промышленных объектов на состояние
атмосферного воздуха. Загрязнение воздуха в большинстве случаев связана с 
нерациональным размещением производственных мощностей; несовершенством
технологических процессов на промышленных предприятиях; отсутствием пыле- и 
газоулавливающего оборудования или неэффективным его использованием; низкой
экологической культурой.
Существенное влияние на окружающую среду оказывают объекты
промышленной энергетики, где используется высокосернистое и высокозольное
топливо.

Отсутствие или недостаточное использование ресурсосберегающих и 
экологически чистых технологий на промышленных предприятиях привело к накоплению
огромных объемов отходов производства, которые при складировании занимают
большие территории непосредственно в городе и ближайшем пригороде, ухудшая
условия жизни населения.
В настоящее время в Москве по различным экспертным оценкам в 
год образуется около 13,1 млн. т. отходов: 3 млн. т. — промышленные отходы; 1,6
млн. т. — строительные отходы; 5,2 млн. т. — осадки очистных сооружений
ливнестока, водопроводных станций и станций аэрации; 100 тыс. т.- медицинские
отходы; 200 тыс. т. — биологические отходы; 3 млн. т. — твердые бытовые отходы
(ТБО).
Промышленные отходы крупного современного города содержат более
100 наименований токсичных соединений и характеризуются достаточно высокой долей
утилизируемых компонентов.
Анализ техногенного загрязнения города промышленными токсичными
отходами по основному комплексному геохимическому показателю — величине
суммарной предельной концентрации (СПК) — показывает, что более 25% территории
города характеризуется высоким и максимальным уровнями загрязнения и,
следовательно, повышенным риском для здоровья горожан. Техногенное воздействие
промышленных предприятий весьма отрицательно сказывается и на качественном
состоянии водных ресурсов. Критичность экологического состояния крупного
промышленного центра, каким является Москва, закономерно проявляется через
формирование локальных кризисных в эколого-социальном отношении зон.
Промышленные территории в Москве занимают 20,5 тыс. га площадей, 17 тыс. га из
которых являются промзонами.
К настоящему времени сформировались 65 
промышленно-производственных зон, включающих промышленные, строительные,
коммунально-складские, транспортные и другие предприятия. Промзоны распределены
на территории Москвы неравномерно. Ряд промзон находятся в центре столицы и 
сформировались в прошлом столетии. Промзоны, расположенные в юго-восточном
секторе Москвы сложились в середине XX века. В последнее время были сформированы
промзоны в районах новостроек, а также на присоединенных к Москве в 1984 г. 
новых территориях за кольцевой автодорогой.
Для большинства промзон характерно нерациональное использование
земель, малоэтажное промышленное и коммунальное строительство. Площадь реальных
зон загрязнения от таких промзон, как правило, в 2—3 раза превышает их 
собственную площадь. Несколько промзон частично расположены в водоохранных зонах
рек.
Около 60% предприятий промзон имеют очень малое отношение к 
столице. Их продукция вывозится, а практически все сырье ввозится из других
городов и даже регионов.
Близость промышленных предприятий оказывает негативное влияние
на жилую застройку города. Заболеваемость населения, по сравнению с районами,
где почти нет промышленности, значительно выше:



ОРЗ и ангиной — почти в 3 раза;


конъюнктивитом и неврозами — почти в 2 раза;


кожными заболеваниями — в 9 раз.


Это определяет необходимость отделения промышленных предприятий
от жилой застройки зелеными санитарно-защитными зонами.
Согласно программе вывода и перепрофилирования промышленных и 
непрофильных для столицы организаций еще в 1971 г. было намечено вывести 356 
объектов, фактически выведено только 113 (32%).
В свете новой программы сокращения промышленных территорий, уже 
в ближайшее время запланирован вывод 267 предприятий из Центрального
административного округа города. Уже к 2005 году, согласно расчетам ГУП НИиПИ
Генплана г. Москвы, площади промзон должны быть сокращены до 13,5 тыс. га, а 16
из 65 промзон — лишены этого статуса. Предприятия, входящие в их состав,
подлежат ликвидации или перепрофилированию. Бизнес-планы по переориентации
производственной деятельности готовы уже для 95 промышленных объектов,
расположенных в центре столицы.
Освобождать центр Москвы от промышленных предприятий будет
выгодно и инвесторам. Так, по решению московских властей, стоимость выкупа права
аренды земельного участка, занимаемого промышленным предприятием, будет
уменьшаться на величину затрат по перебазированию предприятий и организаций,
компенсации имущественных прав собственников зданий и других издержек. К 
экологически «вредным» производствам, не пожелавшим переехать добровольно будут
приняты жесткие меры.
Безусловно, ликвидация экологически неблагополучных производств
- один из самых эффективных способов решения комплекса социально-экологических
проблем города. Но следует помнить, что примерно одна шестая часть всех рабочих
мест в Москве принадлежит экологически и социально опасным производствам.
В этой связи, правильным будет переориентация производственной
структуры; сокращение потребления водных, энергетических, сырьевых и 
материальных ресурсов; не ликвидация экологически неблагополучных производств, а 
их возрождение на принципиально новой экологически «чистой» технологической
основе.
Изменение качественного состояния промышленного комплекса г. 
Москвы может быть обеспечено реализацией долгосрочной стратегии промышленной
политики Правительства Москвы, ориентированной не только на стабилизацию
промышленного производства, создание условий для обеспечения экономического
роста и развития, приоритетных для города отраслей и видов производств, но и
качественного изменения состава и структуры промышленного комплекса.

Правительства Москвы исходит из положения, что «поднять»
промышленность можно лишь в том случае, если будет обеспечена поддержка
предприятий. В этих условиях стратегическим направлением деятельности
Правительства Москвы является работа по дальнейшей поддержке и защите московских
товаропроизводителей.
Новизна заключается в корректировке промышленной политики на 
максимальное использование научно-технического потенциала города. Указанный
подход в полной мере соответствует долгосрочной политике градостроительного
развития г. Москвы как историко-культурного, туристического, делового центра
России, дополненного научно-технологическим комплексом на высокой
конкурентоспособной индустриальной основе.
Формируемая в этом направлении промышленная политика Москвы
базируется на сочетании принципов федерального и регионального управления
промышленностью, ее интеграции на взаимовыгодной основе с другими регионами
Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Инструментом реализации стратегических и тактических мер 
указанной промышленной политики является «Комплексная программа промышленной
деятельности в г. Москве на 1998 — 2000 годы».
Целью программы является ресурсное, организационное и 
нормативно-правовое обеспечение формирования и реализации мер по созданию
условий для формирования высокотехнологичного наукоориентированного
промышленного комплекса, способного активно адаптироваться к динамично
изменяющимся требованиям и условиям внутреннего и внешнего рынков.
Повышение конкурентоспособности продукции предлагается
обеспечить совокупными и скоординированными усилиями промышленных предприятий с 
научными организациями (НИР и НИОКР по созданию новых видов продукции и 
перспективных технологий); органами управления Российской Федерации и г. Москвы
(создание благоприятной экономической среды, включая таможенные условия);
инвесторами (инвестиции и инновации в технологическое обоснование
производства).
Мероприятия, предусмотренные указанной программой,
осуществляются на основе и в соответствии с планом совместных действий
Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы с учетом положения
федеральной целевой программы «Национальная технологическая база (1996 — 2005
гг.)"
Одной из основных форм является создание совместных, в том
числе малых, предприятий, оснащенных гибким универсальным оборудованием и 
являющихся поставщиками комплектующих изделий и полуфабрикатов для крупных и 
средних предприятий города.

Важным элементом развития промышленного комплекса должно стать
осуществление единой технологической политики на промышленных предприятиях при 
условии обеспечения экологической безопасности и безопасных условий труда;
внедрения технологий, обеспечивающих снижение ресурсоемкости продукции, в том
числе технологий по энергосбережению; обеспечения рационального использования
природных ресурсов.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ МОСКОВСКОГО
РЕГИОНА
(в рамках федеральной целевой программы
«Возрождение
Волги»)

Особенностью Москвы, как субъекта Российской Федерации,
является то, что водные объекты — источники ее водоснабжения
(Москворецко-Вазузская и Волжская водные системы, включающие Можайское, Рузское,
Озернинское, Истринское, Вазузское, Яузское, Верхне-Рузское водохранилища, реки
Москву, Рузу, Озерну и Истру как тракты водоподачи, Иваньковское, Клязьминское
Пестовское, Икшинское, Учинское водохранилища и канал им. Москвы) расположены на 
территориях других субъектов — Московской, Смоленской и Тверской областей и 
являются федеральной собственностью в пределах только водных акваторий.
Центральное хозяйственно-питьевое водоснабжение Москвы
осуществляется из поверхностных источников — Москворецко-Вазузской и Волжской
водохозяйственных систем. В настоящее время фактическое водопотребление
исчерпывает производительность названных систем.
Всего на территории Москвы насчитывается 350 водоемов, порядка
100 малых рек и ручьев, общей протяженностью примерно 492,6 км. Из них 314 км
закрытых участков (речных коллекторов) и 178,6 — открытых. На территории Москвы
осталось всего 9 рек и ручьев, имеющих полностью открытые русла, 57 водотоков
полностью заключены в коллектора. Количество открытых рек неуклонно
сокращается.
Эколого-экономические исследования показывают, что большинство
водных объектов столицы находится в неблагополучном состоянии по качеству воды,
состоянию русла или ложа, благоустройству прибрежной территории. Питание малых
рек и ручьев формируется из таких составляющих, как атмосферные осадки,
стекающие с поверхности водосбора; атмосферные осадки, поступающие в реки через
почвенно-грунтовый слой; поверхностные сбросы технических вод; утечки в 
грунтовые воды из инженерных коммуникаций; воды от разгрузки подземных
горизонтов.

Последние три составляющие образуют некоторый фоновый уровень
относительно стабильный как в количественном отношении, так и в отношении
загрязнений. Этот фон по большинству показателей превышает значения ПДК и
определяет изначальную загрязненность московских водных объектов, обусловленную
общей загрязненностью всей городской среды.
Большинство водоемов и водотоков имеют воду, количество
загрязнений, в которой превышает нормативы для водоемов культурно-бытового
назначения.
Обследование рек и водоемов показывает, что большинство рек в
устьевых участках имеют воду 5—6 класса качества, т. е. воду, в которой
теоретически не может водиться рыба. Некоторые водоемы (верховые и 
верхнерусловые) имеют 3—4 класс качества воды, так как они в значительной
степени защищены от неорганизованного поверхностного стока и сбросов, и в них,
после некоторых мер по очистке и оздоровлению, качество воды может быть
улучшено.
Водные ресурсы в Москве используются для хозяйственно-питьевого
водоснабжения, в лечебно-оздоровительных и технических целях, а также для 
обводнительных санитарных попусков на реках. Ресурсы поверхностных и подземных
вод формируются на территориях, затрагивающих значительные пространства
Московской и сопредельных областей. Таким образом, использование водных ресурсов
в Москве предполагает оценку их количества и качества в соответствии с 
заявленными потребностями, а также оценку влияния их эксплуатации на общее
состояние водных ресурсов Центрального региона. Поэтому при оценке состояния
водных ресурсов рассматривается не только территория Москвы, но также и 
территории других субъектов Российской Федерации, в пределах которых формируются
запасы поверхностных и подземных вод.
Для водоснабжения в настоящее время в Москве используются
поверхностные и подземные воды, ежедневно в город подается около 6 куб. км. 
пресной воды.
По проекту Генерального плана развития Москвы на период до 2020
г. предусматривается снижение среднегодовых объемов водопотребления питьевой
воды в среднем до 5300 тыс. куб. м. в сутки и удельного водопотребления на 
хозяйственно-бытовые нужды с 470 до 435 литров, в т. ч. в жилых зданиях с 370 до 
235 литров на человека в сутки за счет водо-сберегающих мероприятий.
В 1998 г. была разработана «Федеральная экологическая программа
«Возрождение Волги» для территории Московской области», которая является
составной частью Федеральной целевой программы «Возрождение Волги». Появление
этой программы не случайно. Волга — крупнейшая река Европы. Бассейн Волги — это 
огромная территория, по площади равная двум с половиной Франциям, и примерно с 
такой же численностью населения. Однако расселение его неравномерное: если
Московском регионе плотность населения сравнима с густонаселенными странами
Европы (326 чел. на кв. км), то, например, в Костромской области она в 25 раз
меньше.
Когда мы говорим о возрождении Волги, мы имеем в виду создание
условий, способных переломить тенденцию деградации и способствовать
восстановлению нарушенных экосистем в ее бассейне. Следует отметить, что 
антропогенная деградация коснулась практически всех компонентов природной среды:
уровень потребления первичной биопродукции в бассейне чрезвычайно высок и 
достигает 80%; десятки видов растений и животных исчезают, сотни нуждаются в 
защите; недостаточная площадь заповедников и особо охраняемых природных
территорий; в неудовлетворительном состоянии находятся водоохранные зоны.

Особую тревогу вызывает состояние водных ресурсов Волги. Помимо
изменений гидрологического режима, произошла деградация большей части природных
ландшафтов бассейна.
В промышленных центрах отсутствуют полигоны по обеззараживанию
и захоронению твердых бытовых и токсичных промышленных отходов. От 30 до 70%
удобрений смывается в водные объекты. Экологически неблагополучным является их 
состояние в районах расположения животноводческих ферм и комплексов с 
гидросмывом навоза.
В 1999 году на территории Волжского бассейна было выявлено
свыше 200 очагов загрязнения подземных вод, отмечено истощение эксплуатационных
запасов на 38 водозаборах.
Волга — это комплекс взаимосвязанных глобальных проблем:
социальных, экологических и экономических. Нерациональное ресурсо- и энергоемкое
развитие экономики при отсутствии концепции природопользования вообще и водного
хозяйства в частности привело к кризису системного порядка в бассейне Волги.

Как следствие, в регионе отмечается рост заболеваемости и 
смертности среди населения, наметилась тенденция к подрыву его физического
потенциала. Возникла насущная необходимость принятия кардинальных мер 
оздоровления экологической ситуации и предотвращения возникновения в регионе
Волжского бассейна экологической катастрофы.
Основные цели ФЦП «Возрождение Волги» предусматривают:


коренное улучшение экологической обстановки региона;



восстановление и сохранение природной среды Волжского бассейна для 
обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности территории;


увязку образа жизни человека с биологическими возможностями природной
среды;


поэтапный переход от энерго-ресурсоемких технологий хозяйственной
деятельности к энерго-ресурсосберегающим и малоотходным производствам

Реализация программных мероприятий предлагается на 6 уровнях:
федеральном, бассейновом, отраслевом, территориальном и муниципальном уровнях, а 
также на уровне хозяйственной деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов.
Программа рассчитана на 15 лет (1996 — 2010 гг.). В ней
определены приоритетные направления поэтапной реализации мероприятий 10 основных
направлений, среди которых совершенствование системы использования и охраны
водных ресурсов; развитие особо охраняемых природных территорий региона;
создание системы мониторинга окружающей среды Волжского бассейна и развитие
геоинформационных систем (ГИС); экологическое образование и воспитание и пр.
Учитывая сложную многоуровневую структуру программы и 
разнообразие источников финансирования, для решения задач реализации и контроля
организована система государственных заказчиков.
Следует отметить, что на территории Волжского бассейна
осуществляется действие 53 различных федеральных, целевых и государственных
научно-технических программ, реализуемых в настоящее время. Ряд программ
непосредственно связан с решением задач ФЦП «Возрождение Волги».
Основные направления улучшения использования водных ресурсов и 
оздоровления экологии Волжского бассейна лежат в области водопотребления и 
водопользования.
На территории бассейна отмечается напряженная ситуация с 
обеспечением населения качественной питьевой водой. До 50% населения вынуждено
использовать для питья воду, которая не в полной мере соответствует требованиям
ГОСТа.

И конкретно в Московском регионе большинство обследованных
водных объектов находятся в неблагополучном состоянии не только по качеству
воды, но и по состоянию русла или ложа, благоустройству прибрежной
территории.
Из материалов данной программы следует, что общее количество
поверхностных и подземных вод Московского региона превышает заявленные
потребности в их использовании. Однако их качество продолжает ухудшаться,
поэтому основной задачей охраны водных ресурсов является уменьшение их 
антропогенного загрязнения и реабилитация водных систем.

В современных условиях обеспечение населения питьевой водой
нормального качества — одна из приоритетных задач Федеральной целевой программы
«Возрождение Волги».

Кроме того, Федеральная целевая программа «Возрождение Волги»
предусматривает создание при территориальных административных органах рабочих
групп из соответствующих специалистов для обеспечения координации программы
«Питьевая вода» на областном, республиканском и межрегиональном уровнях, а также
в городе Москве.
В столице уже отмеченного роста водоёмкости промышленности
неоправданно высок уровень потребления воды и в жилищно-бытовом секторе. Большая
часть вод перед сбросом подвергается очистке, с которой связано образование
ежегодно 5 млн. тонн осадков, утилизация и захоронение которых представляет
серьёзную проблему для города. Около 80% объёма сточных вод остаются
загрязненными. С 1996 г. начали расти сбросы неочищенных вод. Главными
загрязнителями берегов Москвы-реки в столице являются 14 предприятий
машиностроения, предприятия нефтехимии, речного, железнодорожного и трамвайного
транспорта. Большая часть предприятий-загрязнителей находится на юго-востоке
столицы.
Со сточными водами в реки в больших количествах поступают соли
высокотоксичных металлов — цинка, хрома, меди, нитраты, а также нефтепродукты и 
другие вещества. Общая масса загрязняющих веществ, сброшенных в реку Москву и её
притоки, за последние годы несколько уменьшилась (на 10%.). Среди отдельных
загрязнителей особенно заметно сократилось поступление в окружающую среду хрома
(в 4 раза) и нефтепродуктов (в 3 раза), но в то же время существенно возросло
поступление нитратов, синтетических поверхностно-активных веществ, алюминия.
Серьёзным фактором загрязнения водотоков города является
поверхностный сток и вывоз мусора и снега. Поступление загрязнителей из разных источников
приводит к тому, что вода Москвы-реки, проходя через город, становится
непригодной для обитания рыб и других гидробионтов.
Качество питьевой воды, подаваемой москвичам водопроводными
станциями, благодаря достаточно совершенной системе очистки в целом отвечает
гигиеническим нормам. Однако по пути к потребителям оно частично ухудшается.
Москве в рамках федеральной программы предстоит решить задачу улучшения качества
нашей воды.
 
ПОДЗЕМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА



Для оценки экологической обстановки в городе и прогноза
изменения окружающей среды необходимо располагать данными о состоянии
геологической среды, в том числе и почвенного покрова. Значительная часть
территории столицы, а это около 85% территории (жилые кварталы и микрорайоны,
промышленные и транспортные зоны, улично-дорожная сеть и т. д.) подвержены
действию негативных процессов, влияющих на экологическое состояние почв. По 
прогнозным оценкам экологов, эти воздействия будут усиливаться.
В разрешении этой проблемы существенное значение имеет создание
условий для оптимального функционирования почвенного покрова. Экологические
функции почв в городе разнообразны, поэтому немаловажное значение имеют
санитарно-гигиенические функции почв. С одной стороны, почва поглощает и 
депонирует потоки загрязненных веществ, способствуя тем самым очищению других
средств, с другой стороны, почва может стать вторичным источником загрязнения
сопредельных средств.
Опасность, которая исходит от деградирующей почвы, заключается
в поставке токсичной пыли в атмосферу, снижении биопродуктивности почвы,
загрязнении почвенно-грунтовых вод и поставке загрязненных веществ в 
гидрографическую сеть. Для оптимизации выполнения почвой всех функций необходимо
знать ее современное состояние, чтобы при необходимости принимать
компенсационные меры воздействия на нее.
С развитием города увеличивается протяженность инженерных
коммуникаций: трубопроводов водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения.
Количество инженерных коммуникаций, находящихся в подземном хозяйстве Москвы
примерно следующее: более 3000 км магистральных теплосетей диаметром до 1200 мм;
около 10000 км трубопроводов, подводящих к зданиям отопление и горячее
водоснабжение; свыше 10000 км водопроводных сетей; около 7000 км канализационных
сетей; около 6500 км газопровода, а в целом сетевое хозяйство города включает
трубопроводы диаметром от 50 мм до тоннелей диаметром 5,6 м. Максимальная
глубина заложения сетей — 50 метров.
К этому следует добавить коллекторы ливнестоков, силовые и 
слаботочные кабели, линии связи и другие коммуникации. Их нахождение в подземном
пространстве оказывает мощное техногенное воздействие на геологическую среду,
изменяет ее свойства.
Существуют определенные закономерности взаимодействия между
геологической средой и инженерными коммуникациями, которые определяют ее 
коррозийную активность. Например, силовые кабели оказывают на грунт
электрохимическое воздействие, утечки газопроводов приводят к активизации в нем
химических процессов, тепловые сети, в которых теплопотери порой составляют до 
20 %, вызывают тепловое воздействие, и вместе с другими водонесущими
коммуникациями изменяют геологическую обстановку, вплоть до повышения уровня
грунтовых вод. Среди основных факторов, изменяющих естественный режим подземных
вод (условия питания, стока и разгрузки подземных вод, их уровневый и 
температурный режим, химический состав) являются повреждения на инженерных
коммуникациям.
Причины повреждений зависят от размещения и плотности сетей и 
ими могут быть: повреждения, вызванные проведением вблизи земляных работ; износ
труб; высокое избыточное напряжения (гидравлические удары); качество запорной
арматуры и соединений; грунтовая коррозия.
По причине грунтовой коррозии в Москве происходит около 10%
всех повреждений на сетях, при этом на отдельных участках труб может уноситься
материала с поверхности до 1 мм в год). Наиболее распространенным видом
повреждения являются свищи (около 60% от общего числа повреждений). Средняя
плотность повреждений в год составляет на тепловых сетях — 2,5 случая на 1 км 
сетей; на водопроводных сетях — 0,4 случая на 1 км сетей (в странах Западной
Европы этот показатель составляет 0,2 случая на 1 км сетей; на газопроводе —
0,02 случая на 1 кв. км территории.

Ликвидация около половины всех повреждений на трубопроводах у 
нас пока что связана с необходимостью проведения земляных работ (раскопок).
Также с раскопками связаны работы по замене (перекладке) сетей в связи с 
истечением срока их эксплуатации или в случае нового строительства.
Утечки из внутренних заземленных технологических трубопроводов
и резервуаров фиксируются практически на каждом предприятии. Вертикальная
планировка, система ливневой канализации и локальные (иногда кустовые) очистные
сооружения промканализации не всегда находятся в удовлетворительном состоянии. В 
результате грунтовые воды под промплощадками как правило сильно загрязнены
самыми разнообразными веществами. Так что для Москвы по-прежнему актуальными
остаются такие задачи: минимизировать воздействие на окружающую среду;
обеспечить рационализацию использования природных ресурсов; снизить риск
чрезвычайных экологических ситуаций; выявить финансовые и 
материально-технические возможности осуществления этой деятельности в области
безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций.

ПЛАСТИКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
ГОРОДА


В последние годы в строительном комплексе города Москвы
пластиковые полимерные трубы и соединительные детали все успешнее конкурируют с 
трубами из металла, особенно при монтаже внутренних систем канализации и 
водоснабжения зданий.
Они изготавливаются из полипропилена, «сшитого» полиэтилена и 
обеспечивают монтаж всех видов коммуникаций. Трубы из полипропилена идут на 
горячее и холодное водоснабжение, металлополимерные — на водоснабжение и 
отопление, «сшитый» полиэтилен оптимален при скрытой прокладке, в том числе для 
монтажа «теплых полов», а канализационную систему монтируют из полипропилена
ПВХ.
Теплоизоляции из вспененного полиэтилена широко применяются в 
отопительных, санитарных, кондиционерных и вентиляционных системах, холодильной
технике при температуре — 80 градусов С до + 95 градусов С для изоляционных труб
и до +110 градусов С для плит и изоляции. Изделия из полиэтилена очень
экономичные, эластичные, удобные при многократном монтаже, устойчивые к любым
условиям эксплуатации, воздействию химических сред и диффузии водяного пара,
имеют также звукопоглощающие свойства.
Характерной их особенностью являются высокие усталостные
свойства под воздействием температуры и внутреннего давления. Обширные
исследования долговечности, проведенные на прямых и изогнутых образцах труб,
труб в сборе с соединительными деталями на сварке, позволили получить кривые
долговечности для пластиковых труб при температурах 20 — 120 градусов С.

Комплексные испытания, проведенные НИИ Мосстроя, показали
многочисленные преимущества пластиковых труб и соединительных деталей. Предел
текучести при растяжении и относительное удлинение при разрыве труб составили
535,3%. Испытания образцов пластиковых труб на удар при двухопорном изгибе и 
температуре 0 градусов С показали высокое сопротивление удару. Температура
плавления (по результатам дифференциального термического анализа) составила 140 
градусов С. Температура начала деструкции материала — 250 градусов С.
С целью оценки надежности труб и соединительных деталей из 
пластика в НИИ сантехники были проведены исследования образцов изделий на 
«тепловое» старение по экспресс-методике. Результаты данных исследований
показали, что прогнозируемый срок службы трубопровода из пластика для горячего
водоснабжения составляет 25 — 30 лет.
Полученные результаты показали, что трубы и соединительные
детали из пластика обеспечивают срок службы трубопровода не менее 50 лет. При 
транспортировке горячей воды под давлением до 0,6 МПа и постоянном воздействии
температуры 60 градусов С долговечность трубопровода также составляет 50 лет, а 
при повышении температуры до 75 градусов С — 25 -30 лет.
Таким образом, все параметры испытаний подтверждают: надежность
систем горячего водоснабжения зданий будет обеспечена.
Проведенные исследования пластиковых труб, подготовленная
нормативно-техническая база, накопленный опыт проектирования и монтажа
коммуникаций из пластиковых материалов создали условия для их широкого внедрения
в практику строительства. Это тем более важно, что особенности химического
состава воды в ряде регионов нашей страны приводят стальные трубы в полную
негодность значительно раньше нормативного срока их службы (15 лет). Ржавые,
заросшие изнутри солевыми отложениями трубы не обеспечивают необходимый напор
воды, ухудшают ее экологические характеристики. В отличие от стальных,
пластиковые трубы не ржавеют и не зарастают, живительная влага в них не 
утрачивает чистоту и свежесть. Например, в Нижнем Новгороде, Калининграде,
Набережных Челнах и других населенных пунктах коммунальные службы в последние
годы используют только пластиковые трубы. Достоинство пластиковых труб — их 
универсальность и практичность, легкость и компактность. Эти трубы не надо
красить, они эстетичны по форме и цвету.
Вообще высокие эксплуатационные характеристики пластиковых
труб, обуславливающие их низкую эксплуатационную затратность, в конечном счете,
оправдывают несколько более высокую, чем на стальные, цену. Это если вести речь
об импортной продукции. Отечественный же пластиковый аналог вполне сопоставим по 
стоимости со своим стальным оцинкованным собратом.
Расширение использования в строительстве пластиковых изделий
увеличивает долю их содержания в отходах. Применение на практике комплексного
подхода к переработке вторичных ресурсов пластмасс, сочетающего в себе сбор,
сортировку и переработку, даже для такого крупного города, как Москва является
проблемной задачей.

В этой связи утилизация отходов из полиэтилена,
поливинилхлорида, полипропилена и его сополимеров должна включать их термическую
переработку.
Следует отметить, что в Москве, так же, как и в целом по 
России, плавильные установки для переработки пластмасс — рецикла еще не созданы,
поэтому пока Правительство Москвы изучает возможности применения новых западных
технологий по рециклингу пластмассовых изделий, но окончательное решение пока
еще не принято.

 
ОБРАЩЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТХОДОВ
В СТОЛИЦЕ

Специфика организации производства на территории мегаполиса и 
выполнение городом столичных функций, требует наличия большого числа
ремонтно-строительных и связанных с ними предприятий и организаций строительного
комплекса города. Большая часть (60%) московских строительных организаций
образует отходы всех четырех классов опасности.
При том, что в Москве по различным экспертным оценкам в год
образуется свыше 13 млн. тонн различных отходов, доля строительных отходов
колеблется от 11 до 18%, что в среднем составляет около 1,9 млн. тонн.
Крайне сложно судить о фактическом количестве образуемых
строительных отходов в городе из-за отсутствия действенной системы учета их 
образования. Вместе с тем следует отметить, что большая их часть (около 1 млн.
тонн) размещается на свалках и полигонах.

Нынешние темпы строительства и реконструкции зданий и 
сооружений, реализация программ: производства строительных материалов, деталей и 
конструкций; ремонта жилья, инженерных сетей и сооружений; сноса панельных домов
первого периода индустриального домостроения; создание третьего транспортного
кольца вокруг Москвы, вывод промышленных предприятий за черту города, еще больше
усугубляют нагрузку на территорию Подмосковья.
Если добавить к этому около 80 га несанкционированных свалок
строительного мусора в самом городе, то можно утверждать, что воздействие
строительной индустрии отрицательно сказывается на экологической ситуации
Московского региона.
Образующиеся строительные отходы состоят из тяжелого и легкого
железобетона, кирпича, каменных материалов, утеплителей, гипсолита, древесины,
картона, бумаги, полимерных материалов, раствора, битума, асфальта,
замусоренного грунта и т. д. Ежегодные отходы только от разборки разрушающихся
фасадов, балконов, карнизов, рулонной кровли, размороженного бетона дорог,
мостов и т. д. достигает 10% объема всех бытовых отходов, являясь строительным
мусором.
Например, в цивилизованных странах такого понятия, как 
строительный мусор уже не существует. Там он — сырье для полезной и нужной
продукции.
В Москве только отдельные виды отходов строительного
производства представляют собой вторичное сырье. Так, тяжелый и легкий
железобетон (примерно в соотношении 4:1), после специальной переработки
используется в дорожном строительстве, монолитном домостроении и при
изготовлении неответственных железобетонных конструкций. Использование
преобразованных из части отходов вторичного щебеня и песчано-щебеночной смеси
позволяют снизить затраты на новое строительство объектов города, с 
одновременным уменьшением нагрузки на городские полигоны и сокращением
образования несанкционированных свалок.
В настоящее время действует пять комплексов по утилизации
железобетонных отходов, общей перерабатывающей мощностью 330 тыс. тонн /год, в 
стадии завершения строительства еще три комплекса. Однако, существующая система
переработки отходов далека до совершенства, имеющиеся установки по своей
производительности и составу технологического оборудования не в состоянии
обеспечить переработку всех строительных отходов.
Следует отметить отсутствие нормативной базы федерального
уровня по реализации государственной политики в сфере обращения со строительными
отходами. Разработка Федеральной целевой программы «Отходы», начавшееся еще в
1996 г., до настоящего времени не завершена. В этой связи, городские власти
Москвы проблемные вопросы, связанные с санитарной очисткой города от отходов
производства и потребления решают самостоятельно.
Городская политика в сфере обращения со строительными отходами,
так же как и другие вопросы экологии находится в центре внимания широких слоев
общественности и средств массовой информации.

Озабоченность ситуацией в городском хозяйстве города отразилась
в целом ряде постановлений, принятых Правительством Москвы в последние годы по 
улучшению состояния природной среды в городе. В частности, в сфере обращения
строительных отходов основными задачами являются: обеспечение сотрудничества и 
взаимодействия с администрацией Московской области по решению проблем размещения
отходов; фундаментальный пересмотр организационной структуры по управлению
строительными отходами в городе; создание новых мощностей по переработке
строительных отходов (с учетом зарубежного опыта развитых стран и их столиц);
повышение ответственности администраций районов города за обращением
строительных отходов на подведомственных территориях; обеспечение
нормативно-правового регулирования в области обращения строительных отходов;
сокращение несанкционированного размещения строительных отходов, как в городе,
так и на территории Московской области.
Обращение с отходами (включая строительные) является одним из 
основных направлений экологической деятельности хозяйствующего субъекта.
 
ОТХОДЫ: ОПАСНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ


Москва является одним из крупнейших промышленных центров, в 
котором сосредоточено более 5000 крупных промышленных, транспортных,
строительных и других предприятий. В связи с этим вопросы сбора, переработки и 
размещения отходов производства и потребления приобрели особое значение.
Проблема управления и обращения с отходами, в частности размещение отходов на 
полигонах Московской области осложнена административным устройством Московского
региона, разделяющего его на два субъекта Федерации. В результате
транспортировка отходов из Москвы на полигоны и свалки Московской области носит
трансграничный характер.
В настоящее время в Москве по различным экспертным оценкам в 
год образуется около 13,1 млн. т. отходов: 3 млн. т. — промышленные отходы; 1,6
млн. т. — строительные отходы; 5,2 млн. т. — осадки очистных сооружений
ливнестока, водопроводных станций и станций аэрации; 100 тыс. т.- медицинские
отходы; 200 тыс. т. — биологические отходы; 3 млн. т. — твердые бытовые отходы
(ТБО).
Обычные ТБО крупного современного города содержат более 100 
наименований токсичных соединений и среди них — красители, пестициды, ртуть и ее
соединения, растворители, свинец и его соли, лекарства, кадмий, мышьяковистые
соединения, формальдегид, соли талия и др. Особое место среди твердых отходов
занимают пластмассы и синтетические материалы, они не подвергаются процессам
биологического разрушения и могут длительное время (десятки лет) находиться в 
объектах окружающей среды. При горении пластмасс и синтетических материалов
выделяются многочисленные токсиканты, в том числе полихлорбифенилы (диоксины),
фтористые соединения, кадмий и др.

Промышленные отходы, как и ТБО, разнообразны по химическому
составу. При функционировании ТЭЦ и в системе водоподготовки теплосети
образуются кислые обмывочные воды мазутных котлов, хлоридно-натриевые стоки,
токсичные шламы, содержащие ванадий и другие тяжелые металлы. Особенно опасны
отходы химической и нефтеперерабатывающей промышленности и биохимических
производств, имеющих дело с высокотоксичными химическими элементами и 
соединениями, бактериями и вирусами. К таким химическим элементам относятся,
прежде всего, тяжелые металлы ввиду того, что они не подвержены биохимическому
разложению и легко проникают в организм человека и пищевую цепь.
Наибольшую опасность представляют жидкие промышленные стоки,
которые характеризуются высокими концентрациями многих токсичных веществ и могут
проникать в гидрографическую сеть и подземные воды, загрязняя их и отрицательно
влияя на биоту и почвенно-растительный покров. Одним из наиболее
распространенных компонентов жидких отходов являются нефтепродукты.
Не менее опасны сточные воды и фекальные стоки селитебных зон.
Снижение негативного воздействия таких сточных вод на окружающую природную среду
является важной проблемой всех урбанизированных территорий. Особая опасность в 
этом случае связана с бактериальным загрязнением среды обитания и возможностью
вспышек различных эпидемических заболеваний.
В сфере обращения с твердыми отходами влияние новых
политических и идеологических установок вызвало в последнее десятилетие
радикальные изменения. В большинстве стран Европы и Северной Америки управление
отходами включает ряд обязательных этапов. К их числу относятся: программы по 
снижению объемов образования отходов; широкое внедрение вторичного использования
фракций отходов, обладающих потребительскими свойствами; использование
соответствующих фракций отходов в качестве сырья для производственных процессов;
извлечение и использование энергетического потенциала отходов; захоронение
остатков отходов, не обладающих никакими полезными свойствами на экологически
нейтральных полигонах.
Данная схема обращения с отходами в различных странах
определяется конкретными экономическими, сырьевыми, демографическими и другими
условиями, в зависимости от которых принимаются адекватные законодательные акты,
запускаются соответствующие организационно-финансовые механизмы. В целом, эти 
шаги направлены на создание условий, стимулирующих внедрение приоритетных для 
данной страны методов переработки отходов.
В рамках действующей в столице системы по переработке ТБО 
предусматривается сортировка, вторичное использование, переработка и захоронение
мусора.
На протяжении последних 5 лет в городе наметилась ориентация на 
строительство мусороперегрузочных станций. В ближайшие 2 года количество
мусороперегрузочных станций возрастет до 6, что позволит сократить количество
мусоровозов с 1156 до 379. Кроме того, ориентация на строительство
мусороперегрузочных станций позволит в 4—5 раз снизить нагрузку на полигоны,
продлить срок их срок службы и сократить транспортные затраты.
Из отечественных разработок в области мусоросжигания в 
наибольшей степени подготовлена к промышленному внедрению технология «Пироксэл»
АО ВНИИЭТО.

В ближайшей перспективе возможно строительство 2 отечественных
мусоросжигательных заводов с годовой производительностью 500 тыс. тонн. Тогда
общая мощность мусоросжигания в Москве с учетом планируемых к строительству 2-х
мусороперерабатывающих комплексов на территории ЦАО и ЮЗАО составит 1570 тыс.
тонн ТБО в год.
Следует отметить, что, как и на всех мусоросжигательных заводах
мира происходит накопление сотен тонн токсичной золы и тысячи тонн
супертоксичной пыли. Проблема их переработки в мире не решена. В этой связи,
концентрация переработки отходов в отдельных районах города вызывает негативную
реакцию у населения и экологически ориентированных организаций и создает
дополнительную социальную напряженность в городе.
В Москве введены в эксплуатацию три мусоропрессовочные и 
мусоробрикетирующая станции общей мощностью 600 тонн ТБО в год. Их эксплуатация
обеспечивает сокращение транспортных расходов, а при прессовке — уменьшение
объемов вывозимого на полигоны мусора в несколько раз.
При внедрении мусоросортировочных комплексов в планируемых
масштабах (10—12 штук) удастся сократить количество ТБО, направляемых на 
полигоны, на 40%.
Развиваются мощности по переработке ТБО (в частности стекла и 
металлических банок). В Москве решаются также проблемы централизованного сбора и 
переработки аккумуляторных батарей и электролитов, отработанных нефтепродуктов и 
машинных масел, смазочно-охлаждающих жидкостей.
В 1999 году на ветеринарно-санитарном заводе «Эколог» была
введена в строй установка по сжиганию опасных биологических отходов мощностью
1,5 тысячи тонн в год. Это единственная в России установка для подобного вида
отходов, которая обеспечивает двойную экологическую защиту города. С одной
стороны, уничтожает опасные биологические отходы (отработанный биологический
материал из вивариев, инфицированных и погибших домашних животных и т. д.), а с
другой — оказывает минимальное для предприятий такого рода воздействие на 
окружающую среду.
За редким исключением подмосковные полигоны производят
подавляющее психологическое впечатление, отравляют атмосферу и гидросферу, губят
растительный покров, формируют неблагоприятную жизненную среду.

При хранении все отходы претерпевают изменения, обусловленные
как внутренними физико-химическими процессами, так и влиянием внешних условий. В 
результате этого могут образовываться новые экологически опасные вещества,
которые представляют серьезную угрозу для окружающей природной среды. Поэтому
хранение и захоронение опасных отходов следует рассматривать как «складирование
физико-химических процессов».
Пищевые остатки привлекают птиц, грызунов, крупных животных,
трупы которых являются источником бактерий и вирусов. Атмосферные осадки,
солнечная радиация и выделение тепла в связи с поверхностными, и подземными
пожарами и возгораниями способствуют протеканию на полигонах непредсказуемых
физико-химических и биохимических процессов, продуктами которых являются
многочисленные токсичные химические соединения в жидком, твердом и газообразном
состояниях. Биогенное воздействие делает отходы благоприятными для размножения
насекомых, птиц, грызунов, других млекопитающих, различных микроорганизмов. При 
этом птицы и насекомые являются разносчиками болезнетворных бактерий и вирусов
на большие расстояния.
Наиболее опасным считается фильтрат, формирующийся в теле
свалки при взаимодействии отходов с инфильтрующимися атмосферными осадками.
Фильтрат содержит многочисленные компоненты распада органических и минеральных
веществ. В результате многочисленных данных установлено, что сроки выхода
фильтрата в зависимости от гидрогеологического строения участка могут колебаться
от 1 (для песчаных) до 25 (для глинистых грунтов) лет после захоронения отходов
на свалках. Загрязнению фильтратом особенно подвержены зоны активного
водообмена, приуроченные к верхней части разреза, и, прежде всего грунтовые
воды.
За редким исключением подмосковные полигоны производят
подавляющее психологическое впечатление, отравляют атмо- и гидросферу, губят
растительный покров, формируют неблагоприятную жизненную среду. Свалки являются
центрами концентрации люмпенизированного населения, что вызывает напряженную
социальную и криминогенную обстановку вокруг них.
До последнего времени при организации свалок основную роль
играли факторы, учитывающие сиюминутные интересы, главенствующим был принцип
экономии средств, в связи с этим многие объекты расположены в отработанных
карьерах и других неиспользуемых землях. Некоторые из них в связи с 
игнорированием роли геоэкологических условий при выборе участка оказались
размещенными в неблагоприятных гидрогеологических условиям, и стали источниками
интенсивного воздействия на природную среду.
Основная масса объектов находится в критическом или 
потенциально опасном состоянии.
В частности, в критическом (опасном) экологическом состоянии
находятся свалки: Слизнево, Кулаковский карьер, Павловское, Торбеево. В 
потенциально-опасном: Кучино, Домодедово, Долгопрудненский, Торопово, Наркомвод,
Сабурово, Некрасовка, Каргашино, Тимохово, Часцы, Сафоново, Левобережный,
Кезьмино, Электросталь, Царево. Остальные полигоны, такие как Малинки, Хметьево,
Икша в удовлетворительном состоянии.
Следует отметить, что в Подмосковье существуют средние и мелкие
полигоны, владельцами которых являются частные фирмы. Указанные полигоны
надлежащим образом не оборудованы, на них имеет место несоблюдение правил
эксплуатации указанных объектов. Экономия на проведении природоохранных
мероприятий позволяют указанным коммерческим фирмам снижать тарифы на 
принимаемые к захоронению отходы. В этой связи финансовые потери официальной
системы управления отходами весьма значительны, что не позволяет в полном объеме
вести работы по техническому обустройству существующих полигонов для обеспечения
их полной экологической безопасности.

Для получения достоверной полной информации по видам и объемам
образуемых отходов, создается общегородской банк данных по отходам, в котором в 
настоящее время собрана информация об образовании отходов на 1,5 тыс.
предприятий города. Банк данных является составной частью информационной системы
экомониторинга Москвы.
В городе Москве при участии Москомприроды и других
заинтересованных органов разработаны «Правила охраны окружающей среды от отходов
производства и потребления в г. Москве», регламентирующие обращение с 
отходами.
Для предупреждения загрязнения производственными отходами
окружающей природной среды в городе внедрена система лимитирования размещения
отходов на территории промпредприятий.
Современная практика управления отходами в городе
характеризуется существенными недостатками. К числу основных проблем в этой
сфере можно отнести: Отсутствие конструктивного сотрудничества между Москвой и 
Московской областью; Значительный бесконтрольный поток отходов из Москвы в 
Московскую область; Отсутствие четкой и эффективной системы регулирования
деятельности по обращению с отходами; Отсутствие механизмов принуждения
санкционированных полигонов ТБО финансировать решение острейших технологических
и экологических проблем.
В городе создана и развивается система сбора, переработки и 
уничтожения промышленных и бытовых отходов, которая включает в себя:
первоочередное строительство предприятий по переработке и уничтожению токсичных
отходов; строительство мусоросжигательных заводов для ТБО с предварительной
сортировкой мусора и технологиями, обеспечивающими получение тепла и 
электроэнергии; обустройство полигонов для захоронения ТБО, преимущественно в 
предварительно спрессованном виде; совершенствование системы сбора и 
транспортировки ТБО, включая строительство мусороперегрузочных станций,
специализированных автохозяйств, расширение выпуска современных контейнеров;
максимальное использование отходов в виде вторичных ресурсов.
Основными приоритетными направлениями в области сокращения
объемов производства и наращивания объемов утилизации отходов в городе остаются
следующие задачи: повышение эффективности контроля за образованием, размещением
и утилизацией отходов; создание единой для Москвы и области системы учёта
перемещения, сортировки, размещения, утилизации, переработки отходов
производства и потребления; совершенствование системы стимулирования управления
отходами, в том числе развитие малоотходных производств; совершенствование
технологии сбора и вывоза мусора и отходов; наращивание мощностей наиболее эффективных
предприятий по переработке вторичного сырья, мусороперерабатывающих заводов,
полигонов, мусороперегрузочных и мусоробрикетирующих станций; увеличение
количества хорошо обустроенных свалок, реконструкция, ликвидация и последующая
их рекультивация.
Существующая система учета и контроля за образованием и 
размещением отходов является сложной организационной и методической задачей,
решение которой в настоящее время чрезвычайно осложнено структурной перестройкой
промышленности, дроблением, закрытием и перепрофилированием предприятий. В 
ближайшее время предстоит наладить строгий учет образующихся ТБО. Городу
предстоит создать базу данных по образователям отходов, транспортирующим
организациям, маршрутам перевозки, полигонам для захоронения отходов, комплексов
для переработки отходов. Это позволит учесть все потоки отходов и предотвратить
их вывоз мусора на несанкционированные свалки, как в самом городе, так и в Московской
области.

Результаты проведения экологического аудита городской
территории, промышленных предприятий и других объектов содействуют пополнению
городской базы данных по отходам и являются одним из инструментов экономического
механизма управления в сфере обращения отходов. Например, проведение
экологического аудита необходимо при принятии решений по строительству
производств, связанных с переработкой отходов; при выводе предприятий или 
перепрофилировании производств и внедрении экологически чистых технологий по 
сокращению отходов производства и потребления Московского региона. name=9>

 
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ.
ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?


Реализация принципов устойчивого развития в качестве
приоритетной задачи предполагает обеспечение конституционных прав граждан на 
здоровую и благоприятную окружающую среду, а также обеспечение населения
необходимой экологической информацией.
Одним из новых инструментов в области охраны окружающей среды
является экологический аудит. Он представляет собой вневедомственную,
независимую проверку и оценку документированной информации об объекте
исследования и выявление соответствия определенным критериям. В качестве
критериев рассматриваются отдельные нормы экологического права.
Главное назначение экологического аудита территории (или
муниципального экологического аудита) — анализировать состояние окружающей
среды, определять и оценивать сильные и слабые моменты хозяйственной и иной
деятельности на данной территории в области охраны окружающей среды, развивать
природоохранную стратегию, определять приоритетность и привлекательность
инвестиций, а также обеспечивать широкое участие общественности. В 1997 г. была
принята Программа развития экологического аудита в России. В основу нормативных
документов в данной области были положены международные экологические стандарты
ISO 14000.

В настоящее время более 40 российских фирм, имея федеральную
лицензию, ведут активную деятельность в сфере экологического аудита.
К примеру, по заказу Правительства города Москвы Институт
социальных технологий Российской академии государственной службы при Президенте
РФ совместно с Институтом культурного и природного наследия РАН и Министерством
культуры России ежегодно, начиная с 1994 г., проводят социологические
исследования на тему: «Население Москвы о проблемах экологии».
Ежегодные опросы населения о состоянии окружающей среды в 
Москве показывают изменения общественного мнения , в частности, в 1999 г. по 
мнению более 40% опрошенных, экология продолжает ухудшаться, но, вместе с тем,
количество респондентов, придерживающихся подобной точки зрения, год от года
уменьшается.
По данным ежегодного государственного доклада «О состоянии
окружающей природной среды Москвы в 1999 г.» на протяжении последних пяти лет 
практически не меняется ситуация с перечнем наиболее острых экологических
проблем, волнующих жителей города. К ним относятся: плохое состояние
атмосферного воздуха, качество питьевой воды, загрязненность Москва-реки и ее
притоков, антисанитарное состояние дворов и улиц, состояние зеленых насаждений,
уровень шума и уровень радиации.
По мнению горожан, главными причинами плохого состояния
окружающей среды являются загрязнение от автотранспорта, вредные предприятия в 
городе, пассивность горожан в деле охраны природы, плохая работа коммунальных
служб, отсутствие необходимых законов, а также невнимание властей к вопросам
охраны окружающей среды.
В данных опросах экологические и транспортные аспекты проблемы
тесно связаны. Среди важных мер, которые по мнению опрошенных могут помочь
изменить ситуацию к лучшему, указывались: установка нейтрализаторов выхлопных
газов (40% ответов), повышение качества продаваемого топлива (30%), ограничение
въезда в Москву иногороднего транспорта (26%), установление более жестких норм
для выхлопных газов (24%), усиление экологического контроля на въездах в город
(21%).

В качестве первоочередных мер по улучшению экологической
обстановки в городе оказались:
а) постепенное закрытие промзон и вынос опасных для здоровья
предприятий с территории города — 50%,
б) преимущественное развитие экологически чистого транспорта
(троллейбус, трамвай, метро) — 47%;
в) строительство третьего транспортного кольца — 47%.
Сюда же относится более последовательное использование
экологического законодательства, очистка долин малых рек, прудов и других
водоемов, соблюдение правил содержания зеленых насаждений и др. Что касается
оценки работы городских властей по экологическим проблемам и учету мнений
населения города, то 45—50% опрошенных давали негативную оценку.
Материал предоставлен Комитетом по 
телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства
Москвы


Информационно-аналитический
сборник
«СИМПТОМ» № 10 (116) 2001 г.

 




Hosted by uCoz